НА ГЛАВНУЮ

 

 

Индия
Общая характеристика
права Индии

Уголовное право и процесс
Судебная система 
Индонезия,
1,2,3,4

Иордания,1,2
Ирак,
1,2,3
Иран,1,2,3,4
Ирландия,
1,2,3
Исландия,
1,2
Испания,1,2,3,4

Италия,1,2,3,4
Йемен,
4,5,6,7
Кабо-Верде
Правовая система
Казахстан
Общая характеристика
Гражданское права

Уголовное право и процесс
Судебная система
Камбоджа,
1,2,3
Камерун,
4,5

Общая характеристика Индии

Правовая система Индии обладает исключительным своеобразием, представляя смесь и сосуществование различных правовых культур, что отражает постоянную смену властителей на протяжении многовековой истории страны и многоконфессиональный характер современного индийского общества.
Единой индийской правовой культуры и правовой системы не существует, индийское право полисистемно. Большинство его отраслей сложилось под воздействием английского права в период британского владычества, эти отрасли образуют в совокупности общенациональное право индийского государства. В связи с этим можно утверждать, что Индия входит в семью общего права (англо-американскую правовую семью). Наряду с национальным правом территориального характера, которое применяется ко всем лицам вне зависимости от расы и вероисповедания, в Индии продолжают действовать лично-религиозные системы индусского и мусульманского права.
Индусское право - это религиозная правовая система, право общины, исповедующей индуизм в Индии и других странах Юго-Восточной Азии и Африки. Как и мусульманское право, оно связано с религией и изначально было направлено на регламентацию всех аспектов общественной жизни лиц, исповедующих индуизм. В широком смысле понятие "индус" включает не только лиц, исповедующих индуизм, но и тех, кто, не будучи приверженцем этой религии, согласен руководствоваться в своей жизни индусским правом (при условии, однако, что они не являются христианами, мусульманами, парсами или иудеями). Индусская система права - одна из древнейших в мире. Веды сборники индийских религиозных песен, молитв и гимнов, созданные во II тысячелетии до н.э. и позже, - содержат древнейшие тексты, в которых отдельные строки можно истолковать как правила поведения. Но хотя индусы считают веды божественным откровением и источником религии и права, их практическое влияние на духовную жизнь индусского населения было весьма незначительным.


Древнейшие произведения индусской литературы, часть которых можно охарактеризовать как юридические справочники, называются "смрити", что в переводе с санскрита означает "дарованная" мудрость старых жрецов и ученых. Создание "смрити" предположительно относится к периоду между 800 и 300 г. до н.э. Еще позднее появились "дхармасутры" - первые книги по вопросам права, детально разъясняющие, как члены различных каст должны вести себя по отношению к богам, царю, жрецам, своим предкам, родственникам, соседям и животным. Эти правила (на санскрите - дхарма) не проводят четкого различия между требованиями религии, морали и права. Их выполнение, по представлениям индусов, обеспечивает счастливое переселение души после смерти. Дхарма допускала следование обычаям, а также рекомендовала индусам руководствоваться в поведении совестью и справедливостью.
Дальнейшее развитие права связано с "дхармашастрами" - обширными сводами правил, которые приписывают известным ученым. Наиболее известны из них "Законы Ману" - составленный в форме стихов сборник правил II в. до н.э., приписываемых царю Ману. Здесь содержится относительно упорядоченная сумма правил, которые можно назвать юридическими. Дхармашастры обычно называют кодексами или законами, употребляя при этом эпитет "священные", "брахманские", хотя по сути они являлись сборниками религиозно-правовых и обычно-правовых предписаний, санкционированных государственной властью.
От дхармашастр неотделимы и другие сборники - нибандхазы, которые являются как бы комментариями дхармашастр. Цель нибандхаз - разъяснить смысл дхармашастр, сделать их понятными простым людям, разрешить явные противоречия между различными дхармашастрами. Одни нибандхазы охватывают целый комплекс дхарм, другие рассматривают только отдельные институты. Даты составления нибандхаз находятся где-то между XI и концом XVII в.

Вероятность введения «миротворческих» подразделений с чьей-либо стороны увеличивается. Впрочем, Украина – не Вьетнам…

В отличие от европейских государств, где право по мере развития освобождалось от религиозных форм, в Древней Индии правовые институты и нормы, как и в мусульманском праве, развивались в религиозной оболочке. В XI-XII вв. постепенно сформировались школы индусского права, отличающиеся различным подходом к регулированию: права наследования, правового режима имущества членов нераздельной большой семьи и раздела семейного имущества. Основными в индусском праве были школа Даябхага в Бенгалии и школа Митакшара с несколькими ответвлениями. Основным источником классического индусского права доколониального периода оставались не законы светских властителей и даже не решения судов, а труды правоведов, в частности "смрити", комментарии к ним и юридические сборники. По содержанию это было всеобъемлющее и систематизированное обычное право, действующее среди индусов. В качестве источников права признавались также старинные местные обычаи, которым с давних времен следовали определенные касты, роды или семьи. Эти обычаи не только должны были учитываться судьей при толковании норм "смрити", но и могли иметь приоритет. В определении обычаев, заслуживающих правового признания, основную роль играли жрецы-юристы. Мусульманское господство, которое установилось в Индии в XVI в., затормозило развитие индусского права. Обычное индусское право применялось тогда лишь панчаятами каст, но не могло развиваться и укреплять свое влияние посредством деятельности судебных и административных органов государства. Это право оставалось, таким образом, в сфере религии, приличий и нравов. В период британского колониального господства индусское право претерпело существенные изменения. Прежде всего ограничилась сфера его применения. В области права собственности и обязательств традиционные нормы очень скоро заменили нормы общего права, в то время как споры, касающиеся наследования, брака, касты и других традиционных институтов, по-прежнему решались в соответствии с нормами индусского права.
Модификация индусского права осуществлялась под влиянием социально-экономических перемен, внесенных в традиционный хозяйственный уклад развитием капиталистических отношений в колонии, посредством таких источников права, как закон и судебный прецедент. Английские судьи, применявшие индусское право, восполняли пробелы в нем нормами из английского общего права или создавая на его основе новые прецеденты. В результате в судебной практике место классического индусского права постепенно заняло "англо-индуистское право", которое очень скоро перестало нуждаться в опоре на традиционные источники писаного права, приобрело характер чисто прецедентного права и в качестве такового стало использоваться индийскими судами. Законами английские власти иногда отменяли и изменяли те нормы индусского права, которые казались им совершенно неприемлемыми.
После достижения независимости система индусского права претерпела (вотличие от мусульманского) новые значительные изменения, коснувшиеся как принципов и источников, так и многих институтов и норм. Главным инструментом перемен стал закон. Еще в ходе борьбы за независимость обсуждался план полной кодификации индусского права, и вскоре после провозглашения независимости в 1947 г. правительство Индии представило на рассмотрение парламента проект Индусского кодекса. Хотя проект был провален консервативными силами, принятые вместо него в 1953-1956 гг. 4 закона, посвященные семейному и наследственному праву, означали по сути кодификацию индусского права в его современном варианте. В настоящее время индусское право непосредственно используется при рассмотрении следующих вопросов: регламент личного статуса, включая брак и развод, несовершеннолетие и опекунство, родство, усыновление, семейную собственность, алиментные обязательства, наследование, религиозные институты, совместную собственность, элементы договорного права, кастовое право и отлучение. Индусские идеи сохранились также в концепции государственного землевладения. Так же, как и индусское право, мусульманское право в Индии выступает личным правом членов мусульманской общины, являющейся второй по численности религиозной общиной в стране. В отличие от стран Арабского Востока, где под воздействием государства мусульманское право значительно модифицировано, в Индии продолжает применяться традиционное мусульманское право, основанное на Коране, сунне, иджме и киясе.

Какова роль Литвина в складывающейся ситуации? Он понимает, что посидеть между двух стульев США и России не удастся, хотя бы потому, что он не есть мастер стула. А значит, ему как минимум необходимо набрать вес, массу для самосохранения в политике. И здесь у меня три версии относительного того, чем в действительности является нынешняя программа его действий.

Индийское право в отличие от индусского права - это национальное право, совокупность норм, действующих на территории всего государства. Нормы индийского права обязательны для проживающих в Индии граждан независимо от их национальности и религии. Индийское право сложилось в период, когда страна находилась под управлением Англии. В его формировании и развитии большая роль принадлежит законодательным актам, созданным для Индии англичанами, использовавшими ценности своего общего права. В колониальный период были проведены работы по систематизации законодательства, созданы крупные законы и кодексы, во многих отношениях значительно опередившие право, действовавшее в самой Англии. Создание права на светской основе было само по себе весьма прогрессивным и абсолютно необходимым решением в стране, где действовало одновременно индусское и мусульманское право. Получение независимости дало новый импульс в процессе развития индийского права. Решительный шаг в реформировании правовой системы страны был сделан с принятием Конституции 1950 г., закрепившей светский характер государства. Конституция Индии осуждает эксплуатацию, угнетение, содействует проведению в стране прогрессивных социальных преобразований, индустриализации, аграрных реформ, преодолению пережитков прошлого. В ней содержится довольно широкий перечень демократических прав и свобод граждан, а также установлены их определенные гарантии, прежде всего возможность обращения в Верховный суд в случае нарушения конституционных прав и свобод.
Превращение Индии в независимое государство не означало отказа от укоренившихся правовых концепций и принятого в колониальный период законодательства. В Конституции Индии 1950 г. содержится подтверждение того, что созданное ранее право продолжает действовать; в то же время Верховный суд Индии определил, что британские акты применяются, если не противоречат национальному суверенитету. В 1960 г. был принят Закон о британских актах, предназначенных для применения в Индии, которым было отменено 258 британских статутов. На протяжении второй половины ХХ в. правовая система Индии развивалась, опираясь одновременно на ценности традиционного индусского и адаптированного общего права, а также широко используя позитивный опыт других правовых систем. При этом влияние английской правовой культуры остается преобладающим. Индия связана с общим правом не только концепциями, понятиями и юридической техникой. Их объединяет и схожее понимание системы функционирования органов правосудия, то особое внимание, которое придается отправлению правосудия, судебной процедуре, а также идее "господства права". Психология индийских юристов и судей в целом такая же, как и у их английских коллег; тот же престиж имеет судебный процесс. Закон и судебный прецедент являются главными источниками права современной Индии. Законодательство и решения судов должны соответствовать Конституции. Контроль за конституционностью законов осуществляет Верховный суд. В сфере законодательства компетенция распределяется между Союзом и штатами в соответствии с тремя перечнями, данными в приложении VII к Конституции. В "союзном перечне" определены вопросы, относящиеся к сфере исключительной компетенции законодательства Союза: оборона страны, внешнеполитические, внешнеторговые связи, банковское дело, денежное обращение, железнодорожные, воздушные и водные сообщения, торговля между штатами и др. Всего в этом перечне насчитывается 100 пунктов. Согласно ст.248 Конституции к сфере исключительного законодательства федерации относятся также все вопросы, которые не вошли ни в один из перечней упомянутого приложения.
Перечень совпадающего законодательства содержит вопросы, по которым законы может принимать как федерация, так и ее субъекты (при отсутствии соответствующего закона федерации или в случае одобрения Президентом). В этот перечень входит 48 вопросов, в числе которых уголовное, гражданское, трудовое, семейное, социальное, профсоюзное законодательство и т.д. Третий перечень относится к исключительной компетенции штатов. Он состоит из 66 пунктов: охрана общественного порядка, полиция, тюрьмы, некоторые стороны организации судов, местное самоуправление, здравоохранение и санитария, помощь инвалидам и безработным, культура, образование и т.д. Хотя формально законодательствовать в этих сферах призваны штаты, федеральный парламент, по решению Совета штатов, принятому квалифицированным большинством в 2/3 голосов, может принимать законы по любому из вопросов, входящих в исключительную компетенцию штатов, рассматривая их как относящиеся к национальным интересам всей страны.

Другим важнейшим источником индийского национального права является судебный прецедент. Конституция Индии (ст.141) установила, что суды страны должны следовать прецеденту, созданному Верховным судом. Решения Высокого суда штата обязательны для всех нижестоящих судов в соответствующем штате. Высокий суд в отличие от Верховного суда связан собственными решениями; в то же время решения Высокого суда одного штата не обязательны для Высокого суда другого. Заимствованное из английской системы правило прецедента в Индии действует отлично от английского права. Правилу прецедента придан официальный характер, которого оно не имело даже в Англии. С 1845 г. в Индии публикуются сборники судебных решений и многочисленные частные сборники. С 1861 г. публикация официальных сборников рассматривается как одна из обязанностей администрации: она должна знакомить как с правом судебной практики, так и с законодательством. Отсутствует разделение на общее право и право справедливости; здесь никогда не было судов по применению норм справедливости. Суды Индии склонны следовать даже английским прецедентам, непригодным к условиям страны. Решения судей иногда нейтрализуются принятием поправок к Конституции. Одно из наиболее значительных действий со стороны суда - решение 1967 г., сильно оспариваемое, согласно которому только конституанта, а не Парламент, может ограничить основные права, гарантированные Конституцией. Другие суды должны следовать прецедентам Верховного суда.
Важную роль в установлении индийского права сыграл обычай; в настоящее время, однако, его значение невелико. Он поставлен в подчиненное положение к писаному праву в сфере не только территориального, но и личного права, что специально закреплено в Законе о шариате 1937 г., а также в кодексах индусского права 1955- 1956 гг.